С.И. Валянский, И.С. Недосекина. Фэнтези на тему Морозова [рецензия на фильм "Дед Морозов"]
- Просмотров: 2212
В преддверии 75-летия Великой Победы на канале НТВ анонсировался фильм с интригующим названием «Дед Морозов», в основу которого было положено сомнительное событие − якобы активное участие в боях на Волховском фронте 87-летнего Николая Александровича Морозова. Мы говорим о сомнительном событии, так как оно никак не подтверждается документально. Начиная с семидесятых годов прошлого века, упоминания об этом эпизоде ВОВ время от времени мелькали в наших СМИ. Легенда красивая, но …
В качестве иллюстрации того, как возникают и развиваются подобные ложные слухи, приведем пример из биографии самого Героя фильма.
Н.А. Морозов часто вспоминал эпизод, с которым он столкнулся во время своей эмиграции в Женеву, где он занимался редакторской работой в русских революционных издания. Однажды редакция получила коротенькую информацию из Петербурга о процессе над крестьянином, осужденным за социальные убеждения. Здесь же, на месте, была написана большая статья, основное место в которой занимала заключительная речь обвиняемого, громящая порядки царской России и призывающая к борьбе. Николая Александровича несколько удивила такая вольность обращения с исходной информацией. Но товарищи по редакции убедили его, что социалист-революционер не мог сказать ничего иного по существу, ну а форма не имеет значения … По выходе статьи произошел скандал: осужденный вообще ничего не говорил на процессе и даже отказался от последнего слова …
Ну а теперь о фильме, анонс которого нас, безусловно, заинтересовал. Ждали с нетерпением. И дождались! Пройдемся по сюжету фильма.
Война застала супругов Морозовых в Борке, Ярославской области, где они обычно проводили лето. Там они и оставались до конца войны. До Волховского фронта далековато! И разговор в военкомате Ленинграда навряд ли состоялся. Это, что касается, основного военного сюжета. Однако и по другим сюжетам из биографии Морозова есть много вопросов.
Стержень фильма – линия взаимодействия Героя с неким мальчиком Илюшей. Этот вымышленный персонаж потребовался Авторам, чтобы, заботясь о нем на протяжении всего фильма, Герой пытался загладить свою вину за гибель ребенка во время покушения на Александра 2-го. Возможно, это красивая идея в стиле Достоевского, но фантазия Авторов сильно искажает реальный образ Морозова.
У Авторов фильма Морозов сидит в некой обобщенной тюрьме. Но, как известно, большую часть заключения он провел в двух тюрьмах. Изначально − в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (1882-84), а с 1884 года и до освобождения − в Шлиссельбургской крепости. И условия содержания там были существенно разные. Его научные труды были написаны во второй тюрьме. В первой тюрьме заключенные общались не с комендантом крепости, а с известным своей жестокостью надзирателем. Княжна посещала его в Шлиссельбурге, а там была совсем другая обстановка (тюрьма новая, строилась она специально для народовольцев, на уровне лучших тюрем Европы). В Шлиссельбурге заключенные гуляли, общались, занимались огородничеством, писали научные труды и занимались ремеслами. Сами определяли свое меню.
По сюжету фильма Морозов на стене тюремной камеры рисует модель летательного аппарата. Возможно, здесь его перепутали с Кибальчичем, который в тюрьме нарисовал схему летательного аппарата, но не на стене, а на бумаге. Авиацией же Морозов занимался уже после освобождения.
Производит впечатление сюжет разборок Морозова с уголовными элементами. Но надо иметь в виду, что он сидел в тюрьмах для революционеров и, как правило, в одиночках. Набраться «блатной фени» он мог только на пересылке с юга в Двинскую крепость. Но там, на пересылке, сокамерники относились к нему с уважением и вряд ли пользовались блатной речью. Здесь авторы переборщили. Они сильно выпали из эпохи, в которой жил Морозов.
Сюжет о простуде Морозова на войне, действительно, имел место. Но было это в 1915 году, когда он отправился на фронт делегатом Всероссийского Земского союза помощи больным и раненым воинам. Тогда ему было чуть больше 50 лет, и в таком возрасте он уже не рвался участвовать в боях на передовой. И на самолетах он никогда единолично не летал. Только пассажиром. Он никогда не ввязывался в авантюры.
Рассказать о научных успехах Н.А. Морозова − идея хорошая (правда, и здесь много неточностей). Но и в этом случае не обошлись без переборов. Низкие частоты вызывают приступы страха и ощущение опасности, но вряд ли приводят к смерти всех тех, кто попадает под их воздействие. Кроме того, затыкание ушей не спасает от инфразвука. Приписывать Н.А. Морозову подобное изобретение − не очень хорошо.
В конце хочется задать вопрос: зачем надо было делать супер-героя из старого человека? Это уже перебор.
Внештатные сотрудники Дома-музея Н.А.Морозова
С.И. Валянский, И.С. Недосекина.
11.05.2020